История искусства

Физика
Живопись

Термех

Лекции
На главную

Изобразительное искусство Древней Греции и Рима. Греческая культура достигла своего расцвета в V в. до н.э. На развитие культуры оказало влияние древнегреческая мифология. Образы богов антропоморфны. Отличие богов от людей: боги бессмертны, вечно молодые и здоровые.

Античный театр Древней Греции. Античный театр – это одно из самых ярких проявлений античной культуры, сыгравшей основополагающую роль в развитии европейской культурной традиции. История греко-римской театральной культуры охватывает не менее чем целое тысячелетие (V в. до н.э. –V в. н.э.).

Античный театр Древнего Рима Театр Римской республики (середина III в. до н.э. - конец I в. до н.э.). Превращение Рима в сильнейшее государство. Покорение Македонии (148 г. до н.э.) и Греции (146 г. до н.э.). Завершение политического объединения Средиземноморья. Восстания рабов. Гражданские войны II-I вв. до н.э. Кризис республики.

Хореографическая культура античного мира. Искусство танца Древней Греции. «Илиада» и «Одиссея» Гомера – важнейший источник информации об этом времени и самого древнего описания танцев (VIII в. до н. э. ). Танцы, посвященные культу животных: наглядно-изобразительный характер, тесная связь с песней (VIII-VI вв. до н. э.).

Русское изобразительное искусство ХI-ХVI веков. Живопись. Домонгольский период ХI-ХII вв. – это период княжеских междуусобиц, феодальной раздробленности. Существовали существенные различия между искусством Киева, Новгорода и Владимира. Освоение византийской культуры привнесло новые элементы в развитие русской культуры, прежде всего Киева. В ХII в. усиливается рост монастырей, аскетизма, живопись становится строгой, напряженной, драматичной. Дают о себе знать первые признаки русской школы.

Изобразительное искусство западного средневековья ХII-ХV веков. Христианство, которое пришло на смену варварству, принесло огромные преобразования. Но отношение к человеку изменилось. Если античность выдвигала человека образцом всего, то теперь человек – источник греха. Возникает ощущение неуверенности, страха перед неизбежным судом. Церковь становится центром культуры.

Средневековый театр Средневековая идеология исходила из представлений о бренности жизни, о тщете помыслов и дел человека. Господство церкви означало запрет светских забав и зрелищ, в их числе и театр.

Хореографическая культура средневековья Борьба народной культуры с церковным театром. Гистрионы {385}, жонглеры, шпильманы – носители профессионального актерского мастерства. Ваганты, разнообразие жанров их искусства. Техника танца жонглеров, искусство жеста и акробатики. Преследование их церковью.

Изобразительное искусство эпохи Возрождения и барокко. Гуманизм как характерная черта искусства эпохи Возрождения в Италии. Светское вольномыслие, антиклерикальный характер произведений, обращение к античности, гуманистическое мировоззрение, культ красоты – этико-философские и эстетические основы творчества.

Русское искусство ХVII - ХVIII веков. Со второй половины ХVII в. начинается новый период в истории русской культуры, как и в истории России в целом. Начинается разрушение традиционного средневекового мировоззрения, религиозного по своей сути. Шел процесс «обмирщения» культуры, т.е. придания ей светского характера, освобождения ее из-под духовной диктатуры церкви.

Театр эпохи Возрождения Гуманизм - характерная черта культуры и искусства эпохи Возрождения в Италии. Переворот, произведенный гуманистами в драматургии и театре: отказ от религиозной тематики, создание драматургии, рисующей борьбу земных, человеческих страстей. Синтез гуманистической культуры и традиций народного театра. Национальное своеобразие ренессансного театра в разных странах. Поздний характер развития театра по сравнению с другими видами искусств.

Рождение оперной и инструментальной музыки Эпоха Возрождения – это грандиозный расцвет пространственных изобразительных искусств. В ХVI-ХVII вв. начинается развитие серьезной музыки, то есть движения во времени. Утверждается стиль музыкального барокко {405} – мир чувственных страстей, сочетающий противоречия динамики и статики. Барокко выразило мировоззрение и духовный смысл эпохи, противоречивость эстетики и ее художественный идеал.

Хореографическая культура эпохи Возрождения Значение гуманистов в развитии ренессансной культуры. Место искусства в борьбе против феодально-церковной идеологии. Возникновение профессиональных актеров и профессионального театра. Связь ренессансного театра с народной культурой. Возникновение и эволюция жанров музыкального театра – оперы и балета.

Театр классицизма ХVII века Искусство ХVII в.: создание целостных философско-художественных систем; идея гармонического единства мира, достигнутого путем подчинения отдельной личности интересам всеобщего. Пафос само обуздания человека в искусстве барокко и классицизма. Синтетический характер барокко; тенденция к слиянию разных видов искусства; монументальность формы.

Развитие русской национальной драматургии и театра. Классицизм. Национальное своеобразие русского классицизма заключалось в значении патриотической тематики, в разработке норм русского литературного языка. Основные этапы развития русского классицизма связаны с выдающимися именами драматургов, чьи произведения стали основой репертуара формирующегося русского национального театра.

Венская классическая школа Утверждается национальная школа в Австрии, получившая название «венская классика». Расцвет симфонической музыки связан с творчеством композиторов Гайдна, Моцарта, Бетховена. Музыкальные произведения этих гениальных композиторов отражают высшую стадию развития классицизма и барокко.

Изобразительное искусство эпохи Просвещения ХVII-ХVIII веков. Расцвет национальной школы живописи в Англии. Уильям Хогарт (1697-1764) – график, живописец, теоретик искусства: трактат «Анализ красоты». Он создал серию картин «Карьера проститутки», «Карьера мота», был организатором художественных выставок. Хогарт мастер разоблачения пороков аристократии, новатор в раскрытии новых тем, сюжетов, колорита. Фигуры в его картинах лишены статичности, всегда охвачены каким-то действием (брачная церемония, игра в карты). Некоторые картины объединены в циклы, в которых есть назидательность и юмор, переходящий в сатиру: «Модный брак» и др. Он считал, что искусство должно не столько развлекать, сколько развивать разум и душу человека, исправлять мораль общества.

Европейский театр эпохи Просвещения ХVIII века Просвещение – выражение идеологической борьбы третьего сословия с феодализмом. Культ разума у просветителей; антифеодальный и антиклерикальный характер, защита естественных прав человека. Национальные особенности Просвещения в разных странах. Итоги ХVIII в. – политическая революция во Франции, промышленная – в Англии, философская и эстетическая – в Германии.

Балетный театр эпохи Просвещения ХVIII в. Эпоха Просвещения – один из значительных этапов в развитии музыкального театра. Просветители ведут борьбу за реформу в оперно-балетном театре. Они критикуют придворно-аристократический оперно-балетный театр. Тесная связь хореографов с передовыми течениями в музыке и драматическом театре способствовали реформам и превращению балетного представления в самостоятельный жанр балетного спектакля.

Реформаторы балета эпохи Просвещения ХVIII в. Теоретическое обоснование просветителями необходимости  выделения балета в самостоятельный жанр искусства, реформы в области музыки, стремление актеров к драматизации сценического действия, интенсивное развитие техники танца, – предпосылка коренной реформы балетного театра, проведенной Новерром.

Европейский театр первой половины ХIХ века. Важнейшие события периода от 1789 до Парижской Коммуны 1871 г.: наполеоновские войны, национально-освободительное движение в ряде стран, Реставрация Бурбонов, революции 1830-1848 гг. и возрастающая роль пролетариата.

Русский театр первой половины ХIХ века Усиление общественного значения театра. Неуклонный рост интереса к театру, социальный состав публики, отражение вопросов театра в журналистике. Споры о путях развития русского театра, о его репертуаре. Усиление интереса к искусству актера. Борьба и взаимодействие основных литературно-театральных групп и кружков

Композиторы-романтики ХIХ века ХIХ в. – это расцвет национальных композиторских школ. В Германии – Шуман, Брамс, Вагнер; в Австрии – Шуберт; во Франции – Берлиоз, Бизе; в Италии – Россини и Верди; в Норвегии – Григ; в Польше – Шопен, Монюшко;. В Чехии – Сметана, Дворжак; в Венгрии – Лист, Эркель.

Балетный театр Франции эпохи романтизма Субъективизм творчества поэтов-романтиков, бегство от действительности, идеализация прошлого, интерес к экзотическим странам и темам, уход в сферу чистого вымысла. Они утверждают образ героя-одиночки, противопоставленного злу, царящему в общественной жизни. В.Гюго был ведущим теоретиком и писателем романтизма. Романтизм получает развитие в симфонической и оперной музыке. Танцевальные картины возникают в операх композиторов-романтиков, подготовившие почву для развития романтической балетной партитуры (оперы Д.Обера, Дж.Мейербера и др).

Балетный театр Италии и Дании первой половины ХIХ в. Завершение объединения Италии (1870). Тесная связь романтизма с национально-освободительным движением. Интенсивное развитие оперного искусства. Миланский театр «Ла Скала» - центр музыкальной культуры Италии. Роль Миланской академии танца в формировании единой итальянской школы классического танца. Миланская академия танца – центр хореографического образования в Европе во второй половине ХIХ в.

Русский балетный театр первой половины ХIХ в. Гражданская политическая проблематика в трагедиях Н.Озерова и др. Преобладание классицистской манеры игры в драматическом искусстве Е.Семеновой и А.Яковлева. Возрождение в русском балете интереса к мифологическим сюжетам, античной пластике, костюмам (туника, сандалии).

Русская театр второй половины ХIХ в. Драматургия 40-50-х годов. Деятельность Н.А.Некрасова (1821-1878), его водевили и мелодрамы под псевдонимом Перепельского. «Осенняя скука» о бессмысленности, ненужности и уродливости крепостнической жизни.

Европейское изобразительное искусство на рубеже ХIХ-ХХ вв. Во второй половине ХIХ века на смену «романтической битве» приходит реализм {394} в живописи Гюстава Курбе, Франсуа Милле, Камиля Коро. Затем – группа молодых художников, совершивших переворот в мировом искусстве. На первый план выходят поклонники пленэрной живописи – импрессионисты.

Русское изобразительное искусство первой половины ХIХ века Для художественной культуры первой половины ХIХ в. были характерны быстрая смена идейно-художественных направлений по сравнению с предшествующим временем, одновременное сосуществование разных художественных стилей. Отход от примитивности просветительской идеологии, лежавшей в основе эстетики классицизма, когда мотивами действий героя были прежде всего гражданский долг и общественное служение. Усиливается внимание к человеку, его внутреннему миру; чувство, а не только долг, становится побудительным источником его поступков.

Русское изобразительное искусство на рубеже ХIХ-ХХ веков Начиная с 60-х годов в истории русского изобразительного искусства утверждается социально-бытовой жанр. Этот жанр отражал «всеобщую, неудержимую потребность в выражении искусством всех сторон жизни» (В.В.Стасов).

Западноевропейская музыка второй половины ХIХ века Развитие оперы в ХIХ в., обновление идейного содержания, формы музыкально-сценического произведения, рождение новых жанров внутри оперы, укрепление связи между оперой и другими видами искусства.

Русские композиторы ХIХ века. Русская музыка и овладение всеми музыкальными формами, выработанными европейским искусством. Русская профессиональная музыка и освоение богатого языка народного песенного творчества. Многообразие тем и сюжетов, получивших отражение в творчестве русских композиторов. Борьба за демократическое искусство. Организация «Могучей кучки»: гражданственность, высокая идейно-воспитательная и этическая роль искусства.

Западноевропейский балетный театр второй половины ХIХ в. Кризис балетного театра этого периода. Падение французской школы, отсутствие единого ансамбля, вырождение грации и изящества в манерность и жеманство пластики. Исполнители ведущих партий на сцене Парижской оперы – итальянские балерины.

Русский балетный театр второй половины ХIХ в. Борьба прогрессивных деятелей культуры за национальный репертуар и народную тематику. Дальнейшее становление русской национальной оперы (А.Даргомыжский, А.Серов). Н.Рубинштейн и основание Московской консерватории (1863). Развитие симфонической музыки. Начало деятельности «Могучей кучки». Выставки художников-передвижников.

Русский драматический театр конца ХIХ – начала ХХ вв. Начало новой эпохи в истории русского театра. Общедемократический подъем конца 90-х и начала 900-х годов. Обострение социальных противоречий. Революционная ситуация. Революция 1905 г.

Западноевропейский театр на рубеже ХIХ–ХХ веков. Кризис буржуазной идеологии. Овладение методом критического реализма. Более позднее, сравнительно с литературой, становление этого направления в драматургии. Значение Ибсена в утверждении критического реализма в мировом театре. Зарождение натурализма.

Балетный театр на рубеже ХIХ-ХХ вв. Русская революция 1905 г. Первая мировая война. Отход от реализма в искусстве. Рождение различных модернистских течений в изобразительном искусстве, их сложность и противоречивость (П.Гоген, В.Ван-Гог, А.Матисс и др.). Развитие декадентских течений в драматургии и театре. Их влияние на хореографию.

Музыкальные стили и направления ХХ века Модернизм - одно из ведущих направлений в искусстве. Модернисты всех видов – авангардисты, додекафонисты, атоналисты и другие - «изобретатели» в музыке, обостренное внимание узкотехническим приемам. Новые идеи и новые музыкальные определения (от влияния импрессионизма в живописи): звуковая краска, инструментальный колорит, гармонические пятна, тембровая (или тембральная) палитра.

Музыкальная жизнь России ХХ в Начало расцвета балета, симфонической музыки и фортепьянного исполнительства. Поиски новых форм в искусстве. Деятельность антрепренера Сергея Дягилева, и новаторское творчество композиторов И.Стравинского, С.Прокофьева, Н.Черепнина. «Русские сезоны» в Париже и Лондоне в 1907-1917 гг., представлено более 70 произведений – от русской классики до современных авторов. Творческое объединение «Мир искусства» во главе с А.Бенуа. Утверждение идеи синтеза искусств: связь с театром, музыкой, танцем, актерским исполнением, режиссурой в балетном спектакле. Рождение современного балета.

Западноевропейское изобразительное искусство ХХ века. Первая мировая война и ее влияние на развитие искусства европейских стран. Модернизм как главное художественное направление эпохи ХХ века. Авангардизм как художественное течение. Экспрессионизм в изобразительном искусстве. Футуризм – авангардистское художественное движение 10-20-х г. ХХ в. Неоклассицизм как реакция на экспрессионизм, футуризм. «Новая вещественность» в Германии. «Метафизическая живопись» в Италии.

Изобразительное искусство советского и постсоветского периода. Направления, противостоящие реализму, начали складываться в художественной культуре 90-х г. Наиболее значительным из них как по времени существования, так и по распространению и влиянию на общественно-культурную жизнь был модернизм

Театр западной Европы между двумя войнами. Развитие модернизма в период между двумя мировыми войнами. Рационализм и иррационализм как два типа художественного мышления и два типа отношения к действительности. Бегство от действительности, иррационализм. Протест против фашизма.

Театр США ХХ века. Между двумя войнами. Развитие «развлекательной драматургии, невысокий художественный уровень. Юджин О.Нил (1888-1953) – первый драматург США, сторонник реалистического направления первой половины ХХ в. Ранние пьесы «Анна Крсти» (1921). Экспрессионистские драмы «Косматая обезьяна» (1922), «Крылья даны всем детям человеческим» (1924). Разоблачение власти собственничества в драме «Любовь под вязами» (1924). Творческий кризис в 30-е годы. Биографическая пьеса «Долгое путешествие в ночь» (1940) и «Луна для пасынкой судьбы» (1943). Особенности творческого метода драматурга

Балетный театр между двумя мировыми войнами Поиски новых форм и нового танцевального языка. Отказ от больших сюжетных композиций, тяготение к малым формам, возникновение жанра «бессюжетного» балета. Отражение философии модернизма, создание обобщенного образа страдающего человека, переживающего сложное душевное состояние.

Рождение кино и его специфика Киноискусство – это результат изобретения волшебного фонаря, стробоскопа и фотографии. Киноискусство возникло в результате потребности человечества познать и образно отразить мир во всем его гигантском масштабе. Кинематограф превращается из ярмарочной забавы в искусство глубочайших художественных обобщений. Кино становится одним из самых массовых и важных видов искусства, имеющий свои выразительные средства и особенности.

У истоков рождения российского кино Развитие кино в России и демонстрация зарубежных фильмов. Просмотр люмьеровского фильма на Нижегородской ярмарке А.М.Горьким (1896). Показ этого фильма 4 мая 1896 г. в петербургском «Аквариуме», затем в московском «Эрмитаже». Отечественное производство фильмов и их случайный, любительский характер.

Балетный театр новейшего времени (45-80 гг.) Разнообразие, сложность и противоречивость развития балетного театра после второй мировой войны. Стремление хореографов сблизиться с современностью. Отход от академических позиций, возникновение новых балетных трупп, выдвижение новых имен балетмейстеров, стремящихся к свободе творчества.

Театр Западной Европы новейшего времени Сложный и многообразный процесс формирования драматургии и сценического искусства после второй мировой войны. Воздействие экзистенциализма и фрейдизма на драму. Абсурдизм {493} и «театр жестокости» как проявление современного модернизма.

Театр США новейшего времени Наступление реакции на демократические права. Маккартизм. Преследование прогрессивных деятелей искусства. Под влиянием кризиса в общественной жизни в театре и драматургии происходит отход от традиций социального искусства, начинается увлечение психологией на фрейдистской основе.

Современный театр России ХХ в. На смену театра актера и драматурга приходит театр режиссера – носителя комплексной идейно-художественной концепции, соединяющей воедино разрозненные доселе или объединенные стихийно элементы театра.

Балетный театр России ХХ в. С победой Октябрьской революции 1917 г. и установления Советской власти появились первые декреты и постановления, связанные с реорганизацией театров. Взгляды пролеткультовцев и вульгарных социологов на искусство хореографии идейно оказались несостоятельными. Передовая театральная общественность вступила в борьбу за сохранение классического наследия и развитие хореографического искусства. Деятельность московского и петроградского балета в первое десятилетие после Октября связана с художественной и административной перестройкой.

Балетный театр Соединенных штатов Америки. Истоки танцевального искусства в США. Танцы индейцев, исчезновение их в процессе колонизации. Английские народные танцы, исполняемые переселенцами-колонистами. Появление негритянских танцев в ХVII-ХVIII вв. с ввозом рабов из Африки. Внедрение с середины Х1Х в. ирландских танцев, привнесение в них негритянскими танцовщиками большей выразительности, ритмической четкости.

Чарли Чаплин и развитие американского кинематографа Чарли Чаплин (Чарльз Спенсер Чаплин, 1889- 1977) «Чарли-ребенок» (Эйзенштейн) сказавший немало истин. Детство и работа актером в знаменитой труппе Карно. Приглашение молодого эстрадника в кинофирму «Кистоун» родоначальником американской кинокомедии Мак-Сеннетом.

Творчество современных кинорежиссеров Италии и Швеции Италия. Расцвет немого кино (1914). Неореализм 40-60-х годов. Идейные и художественные принципы направления. Фильмы Роберто Росселлини (1906-1977) – основоположника неореализма. Его фильмы «Рим – открытый город», «Пайза» (1942).

Современный кинематограф Франции и Японии. Франция. Первые звуковые фильмы появились в 1929-1933 гг. Сразу определились основные направления и стилистические особенности французского кино.

Творчество кинорежиссеров советского и постсоветского периода Антифашистская тематика фильмов послевоенной поры: «Сорок первый» и «Баллада о солдате» Прил.231 Г.Чухрая с В.Ивашовым. Новые черты в фильмах на военную тематику: отсутствие батальных сцен, лишь длинная военная дорога в тыл, к матери, но атмосфера войны есть.

Русский музыкальный авангардизм Щедрин Родион Константинович (р.1932). Его творчество связано с началом пути композитора-«шестидесятника», времен хрущевской «оттепели».

Путь авангардистского театра в России Исследователи современного театра отмечают неоднородность малых театров, возникших на волне «перестройки». Это движение произошло «снизу», а не «сверху», как обычно было принято в советской России.

Балетный постмодерн в России и на Западе конца ХХ столетия. В США обогащение танца «модерн» происходит за счет использования опыта классической школы, обращение к национальному плясовому фольклору, его своеобразная интерпретация. Отход от камерной формы и моноисполнения к большим развернутым композициям. Обогащение выразительных средств и лексики классического танца за счет экспрессивности, эмоциональной насыщенности, свободы выражения, заимствованного от танца «модерн».

Сети

Интегралы